Когнитивный дефицит. Голова устала думать

«Работать нужно не 12 часов, а головой!»

Стив Джобс

Наш собеседник, кандидат медицинских наук, заведующий  отделением восстановительного лечения ГБУЗ «ККБ №2» МЗ КК,  ассистент кафедры нервных болезней и нейрохирургии ФПК и ППС ФГБОУ ВО «КубГМУ» МЗ РФ, Азамат Маремкулов.

–  Азамат Русланович, расскажите, что нового появилось в диагностике и лечении когнитивных нарушений?

–  Давайте, для начала, я несколько слов скажу том, что такое когнитивные функции, а потом перейдем к проблемам когнитивного дефицита.

–  Давайте!

–  Когнитивные (от латинского «познание») функции – это одна из составляющих высшей мозговой деятельности, куда помимо них относятся еще речь (устная и письменная), невербальное общение (без использования слов – мимикой, жестами, знаками), эмоциональная сфера, праксис (способность составлять из простых движений сложные двигательные навыки и превращать их в автоматически выполняемые). Безусловно, все компоненты высшей психической деятельности взаимосвязаны и сложно встроены друг в друга, но, тем не менее, имеют и свои определенные, четко очерченные, проявления.

Строго говоря, под когнитивными (познавательными) функциями на сегодняшний день принято понимать внимание (способность воспринимать информацию), направленное внимание (способность выделять только актуальную информацию из общего потока), мышление (способность обрабатывать поступающую информацию, делать выводы и принимать решения) и память (способность запоминать полученную информацию, хранить ее и извлекать для использования при необходимости).

Нарушение любого из этих звеньев ломает всю стройную систему познания мира и приводит к когнитивным нарушениям.

В упрощенном варианте все выглядит примерно так.

–  С какими когнитивными нарушениями чаще всего обращаются к неврологу?

–  В повседневной практике пациенты жалуются, как правило, или на нарушение концентрации внимания, рассеянность или на нарушение памяти. И это хорошо, если обращаются – значит еще не все потеряно: ведь когда когнитивные нарушения становятся особенно выраженными и достигают степени деменции, пациенты на нарушения памяти и внимания уже не жалуются из-за развившегося отсутствия критики к своему состоянию.

Таких пациентов приводят родственники, потому что они становятся просто опасными: ставят на плиту электрический чайник, не поджигая открывают газовую конфорку или духовку, оставляют открытыми краны и устраивают дома потопы и так далее. Однако, самих пациентов это никак не беспокоит, они этого объективно не оценивают.

–  Есть ли у показателей внимания и памяти какая-то норма? Как понять, когда необходимо обратиться к врачу?

–  Скажу так: к хорошему врачу сходить на прием никогда не вредно – что-то полезное из этого мероприятия обязательно будет получено, но сам этот процесс зачастую оказывается тернист.

Поэтому, если ваши рассеянность, снижение концентрации внимания и памяти вызваны стрессовой ситуацией, в том числе и сменой привычной деятельности, или увеличившимся объемом работы, отсутствием отпуска за последние два года или более, а проходят, или по крайней мере уменьшаются, они после выходных и праздничных дней (когда появляется возможность как следует отдохнуть, «перезагрузить мозги» и выспаться) – к врачу можно не идти. В этой ситуации стоит менять что-либо в работе, в ее организации, или совместно с психологом надо научиться менять свое отношение к происходящему, провести «переоценку ценностей». Если же снижение памяти и внимания возникли на фоне обычных деятельности и жизненной ситуации, так сказать, на ровном месте – это «железный» повод посетить невролога.

В Краснодаре в настоящий момент нет узкоспециализированных неврологов-амнезиологов, целенаправленно занимающихся проблемами когнитивных нарушений, нет полноценно функционирующих «кабинетов памяти», поэтому на консультацию придется идти к «неврологу широкого профиля» для скрининговой оценки «масштаба бедствия» и определения тактики. В ходе беседы и осмотра невролог примет решение о необходимых дообследованиях.

Ничему не удивляйтесь: в зависимости от клинической ситуации врач может назначить МРТ головного мозга, электроэнцефалограмму, УЗИ сосудов шеи, исследование общего анализа крови, глюкозы крови, определенных электролитов и витаминов, функции щитовидной железы, УЗИ сердца, оценку работы легких (спирометрия), возможно консультации эндокринолога, кардиолога, пульмонолога, сомнолога, гематолога – потому что нарушения любого из перечисленных показателей могут быть причиной когнитивного дефицита.

Не стоит забывать и том, что наш организм и наш мозг претерпевают возрастные инволютивные изменения. Когнитивные функции с момента рождения и до 20-25 лет активно развиваются, в этот период выстраивается сложная многоуровневая система нейрональной сети (взаимодействия нейронов) головного мозга, механизмы ее регуляции, управления и контроля. В последующем, при отсутствии должной целенаправленной тренировки, уровень когниции остается практически неизменным.

После 45-50 лет когнитивная деятельность начинает постепенно угасать.

Сначала это совершенно не заметно, поскольку ухудшение познавательных функций с легкостью компенсируется более рациональным их использованием за счет имеющегося жизненного опыта и за счет применения накопленного огромного количества автоматизмов. Однако, чем старше человек становится, тем сложнее ему дается эта компенсация, и в конечном результате начинает ощущаться снижение памяти, внимания, наконец, качества жизни. Проявляется это, прежде всего, ухудшением способности получать новые знания и компетенции, что-то осваивать и изучать. Этот факт говорит о том, что имеются возрастные характеристики когнитивной деятельности: одни и те же выявленные изменения в 20 лет и в 70 лет могут быть как патологией, так и вариантом возрастной нормы.

–  Давайте подробней остановимся на современных методах диагностики когнитивных нарушений.

–  Скрининговую оценку когнитивной деятельности, степени ее нарушения, динамики когнитивной дисфункции невролог может получить, используя определенные тесты и шкалы, из которых самыми распространенными являются Mini-Cog, MMSE, MoCA-тест. Они позволяют сделать заключение об общем благополучии или нарушении в когнитивной сфере.

Для оценки нарушений различных составляющих когнитивной функции применяют тест Мюнстерберга, таблицы Шульте, батарею лобных тестов Лурия и другие.

У тестов есть свои очевидные преимущества, такие как простота применения и общедоступность, они не требуют много времени. Но они не лишены и недостатков – полностью не исключен элемент субъективизма и влияния внешних воздействий во время исследования, при повторных применениях может нарушаться воспроизводимость (время и место проведения тестирования, окружающие лица и обстановка), а также не исключен элемент научения (при повторных использованиях унифицированные тестовые задания становятся знакомы тестируемому). Кроме того, никакое тестирование невозможно провести пациенту при нарушениях речи, при отсутствии слуха…

–  А врачи в наших поликлиниках применяют эти тесты для диагностики когнитивного дефицита?

–  В поликлиниках, как правило, нет. Слишком мало времени отведено на осмотр. За 12 минут на все про все – это сделать невозможно.

Заподозрив когнитивные нарушения, врачи поликлиник направляют таких пациентов или к неврологу в СКАЛ или к психиатру.

Эти специалисты и тесты проведут и, при необходимости, направят пациента на более сложную, но вместе с тем более объективную и структурируемую оценку когнитивных функций, которая требует дополнительного оборудования. Это исследование когнитивных вызванных потенциалов (Р300).

–  Я слышала, что это, на сегодня, самый информативный метод, который дает полную картину «состояния головы». Верно?

–  Пожалуй. Но это исследование не предназначено для скрининга – оно может проводиться для подтверждения наличия когнитивных нарушений, определения структуры когнитивного дефицита, оценки степени его выраженности и прогрессирования, оценки эффективности проводимого лечения. Метод исследования Р300 уже несколько лет с успехом используется в Краснодаре в Краевой клинической больнице №2, а сейчас постепенно становится доступным и в других медицинских организациях. Исследование проводится в отделении функциональной диагностики врачом, обученным нейрофизиологии. Основана методика на регистрации электроэнцефалографических ответов коры головного мозга на посылаемые пациенту зрительные и/или слуховые стимулы. Таким образом, мы получаем возможность производить максимально объективную оценку когнитивной деятельности с разбивкой ее на составляющие (результат позволяет делать выводы о нарушениях восприятия информации, направленного внимания и мышления, оперативной памяти), а, кроме того, возможность оценивать когнитивные функции у пациентов при нарушениях речи и даже сознания (существует так называемая пассивная методика исследования, не требующая от пациента никаких активных действий). Учитывает этот метод и возрастные особенности когнитивных функций – показатели нормы определены для различных возрастных групп.

–  А лечение? Какие методы сегодня признаются наиболее эффективными?

–  Что же касается методов лечения, то скажу лишь, что они столь же многообразны, как и диагностический поиск, о котором мы уже вкратце поговорили.

Множеством возможных причин когнитивного дефицита объясняется разнообразие подходов к терапии.

Даже определившись, что у пациента нет других причин когнитивного дефицита, кроме неврологических, врач проводит дополнительную оценку пациента по шкале Хачинского или ей подобной, чтобы определиться какого типа когнитивный дефицит у пациента (сосудистого или альцгеймеровского) и только после этого назначает терапию. Подход к лечению в данном случае не должен отличаться от такового при лечении любого другого заболевания, а значит должен быть пациент-центрированным проблемно-ориентированным и персонифицированным.

–  И в заключении беседы, дайте несколько советов по «поддержанию головы в хорошей форме» на долгие годы.

–  Регулярно посещайте парикмахерскую! Это, конечно, шутка. А если серьезно, то хочу посоветовать всем без исключения вести активный и здоровый образ жизни, полноценно питаться, регулярно проходить положенные медицинские осмотры и диспансеризацию для выявления и своевременной коррекции различных факторов риска опасных заболеваний, для профилактики когнитивных нарушений и деменции никогда не останавливаться на достигнутом (стагнация – прямой путь к деградации и деменции): читать новые книги, изучать иностранные языки, быть открытым новым знаниям, а кроме того, научитесь качественно не только работать, но и отдыхать. Так что работайте головой с удовольствием и берегите ее!

Беседовала Людмила Денисова

Читайте также: Где и как реабилитируют после инсульта





Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*