С глубоких времен всем известна одна прописная истина: воспитание ребенка – очень большой и сложный труд. Но, чем раньше вы начнете заниматься с ребенком, тем лучше будет результат и, тем легче вам будет заложить фундамент поведения и взаимоотношения ребенка с окружающим миром. В этом нет ничего сложного, самое главное – любое занятие должно вызывать у ребенка радость и интерес.
Дети с самого раннего возраста наблюдают за родителями. Если вы сразу приучите ребенка помогать вам, при этом поощряя его, то совсем скоро он будет выполнять просьбы с удовольствием.
Мотивация будет работать только в том случае, если у ребенка выстроится четкая схема:
Я стараюсь => у меня получается => есть приятный мне результат => я стараюсь...
-
Совместная деятельность
Стрелочки начинают работать лучше, когда мы помогаем ребенку. Т.к. ребенок должен ощущать поддержку и заботу, то, помогая ему, мы можем незаметно сделать ту работу, которая получается у него хуже, либо, положительно оценивать то, что он делает самостоятельно. Этот пункт очень важен, если у вашего ребенка проблема именно с первой стрелкой (я стараюсь). Или же, если ребенок отказывается делать какую-либо работу от того, что ему скучно или просто «лень». Совместная деятельность подталкивает его, дает стимул, ну, и, вдвоем выполнять какую-то работу не так уж скучно, а очень даже интересно, особенно, если подойти оригинально и завлечь ребенка. Ребенок должен осознавать, что даже скучную работу можно выполнить интересно или же, сделать ее очень быстро и перейти к чему-то важному.
-
Маленькие поощрения
Маленькие поощрения намного лучше, чем большие. Как минимум тем, что мотивирует ребенка. Даже если ребенку легко даются новые знания или у него, как говорится « все горит в руках» - это не показатель того, что ему легко проходить все стрелочки. Такие поощрения вводят ребенка в игру, а не действуют на него как награда (которую боишься потерять, а потом снова долго и упорно стараться, чтобы вернуть обратно). Такой метод расслабляет ребенка, позволяет находиться ему в атмосфере любви, доверия и заботы. Что уже несет в себе – мотивацию.
-
Что такое – хорошо, а что такое – плохо
Психологи уверяют, что именно здесь нельзя переусердствовать. Дело вот в чем: во взрослой жизни человек становится независимым и чаще всего не обращает внимания на мнение людей. Но, если с самого раннего детства приучить ребенка к тому, что за любой его поступок мы говорим «какой ты молодец» или «какой плохой мальчик/девочка», то во взрослой жизни у него появится куча проблем – человек будет постоянно добиваться одобрения людей. Но, если подойти с умом, то данный метод будет очень эффективным. Главное доказать ребенку, что такое – хорошо, а что такое – плохо. Если мы будем хвалить его за добрые поступки и ругаться за злые, то он быстро поймет что к чему и в дальнейшем проблем не возникнет.
Еще раз повторю, главное – мотивировать ребенка, а не просто хвалить его. Иначе у него появится страх совершить неудачу, за что его накажут или перестанут поощрять.
-
Парадоксальные награды
Суть данного метода состоит в том, что ребенок очень долго старался, прилагал все усилия, но, по каким-то обстоятельствам потерпел крах, а мы вошли в его положение, похвалили, успокоили и убедили его, что в следующий раз все обязательно получится. Здесь главное понимать, что человек действительно старался, а не изначально махнул на все рукой и пустил на самотек, тогда данный метод не подействует.
-
Успех
«Победа!», «Успех!» - чувство эйфории за то, что у тебя получилось, ты добился желаемого результата, уже само по себе сильнейший мотиватор. Наш организм сам поощряет нас – выдавая порцию эндорфинов (гормонов счастья); заставляя нас испытывать данные ощущения снова и снова. Человек сам, не осознавая что происходит, закаливает себя. Ему уже легче переносить неудачи и скуку, т.к. за этим последует награда. Например, с малышами этот «трюк» проводить гораздо легче – они не замечают подсказок и радуются выполненной загадке или рассказу стихотворения. Для детей постарше очень хороший пример преподносит спорт. Именно он позволяет выкладываться в полную силу и при этом вознаграждает за труды, заставляя испытывать успех и победу.
-
Поддержка внутренней мотивации
Например, человек хочет играть на фортепиано. Но он совсем не хочет заниматься по несколько часов в день с мыслями о том, что до «великой славы» ему еще далеко, да и концертов в ближайшем будущем не предвидится, так зачем же тратить столько сил впустую? Необходимо стремиться к тому, чтобы человек добивался собственных маленьких побед (выучил красивую композицию, тем самым порадовав окружающих). Родители и близкие должны на ярких примерах доказать то, что все великие музыканты не сразу стали таковыми, что у них было кучу поражений и неудач, но они прошли через это и он тоже сможет. Может, этот человек никогда не станет великим музыкантом, но почувствовать себя им он должен. Например, садясь за фортепиано, он должен ощущать себя Моцартом, или, играя в футбол представлять себя Кристиано Рональдо. Тогда внутреннее стремление становится и внешним. Но, стоит понимать, что почти 3/4успеха составляем мы с вами, которые помогают поверить в себя.
-
Компьютеризация знаний
На замену книжкам, развивающим игрушкам, познавательным головоломкам пришел век компьютеров и цифровой техники (компьютеры, приставки, телефоны). С раннего детства ребенка сажают за компьютер, дабы занять его или выкроить для себя пару часиков свободного времени, но в этом и кроется главная ошибка. Мы никак не мотивируем ребенка. Ведь проводя время за компьютером он не испытывает каких-то умственных нагрузок. Тем самым у ребенка нет стремления взять книгу и начать познавать окружающий мир. Ребенок должен понимать, что все новое усваивается через опыт. Например, лучше написать реферат самому, чем скачать из интернета, тем самым мы запомним информацию лучше.
Чтобы такого не происходило нужно с самого раннего детства прививать у ребенка любовь к чтению, к игровым занятиям вне компьютера, чтобы малыш применял на себе новые роли, ведь так ему будет проще находится в социуме.
-
Справедливость
Как только дети начинают подрастать, они сразу начинают интересоваться справедливостью. Это может сыграть нам на руку и проявить мотивацию. Например, если Петя весь день делал работу по дому, то почему бы вечером ему не заняться своими делами.
Вот так справедливость дает толчок для выполнения всех стрелочек.
-
Правильный пример
Ребенка можно подтолкнуть к мотивации качественным примером. Будет идеально, если один из родителей или членов семьи являет собой пример для подражания или стремления.
Например, отец семейства успешный человек, который достиг в своей жизни многого. Свое свободное время он не проводит впустую: два раза в неделю посещает театры, музеи, читает научные книги и ведет здоровый образ жизни. На подсознательном уровне ребенок с самого детства будет стремиться быть похожим на своего отца, пытаться стать лучше, стремиться, чтобы его заметили и оценили в обществе. Тем самым указывая на его хорошие шансы в будущем найти и обрести свое место в жизни.
-
Стремление в будущее
Этот пункт будет нацелен больше на подростков, чем на маленьких детей. Ближе к окончанию школы подросток уже имеет представление о том – кем же он станет в будущем. Если он мечтает стать спортсменом или врачом – не противьтесь этому. Принимайте его стремления, помогайте ему определиться в жизни, сводите его на специальные курсы, принесите научную литературу, проведите ролевые игры, чтобы человеку было легче ориентироваться в данной профессии. Поверьте, результат не заставит себя долго ждать. Он может передумать на любом этапе жизненного пути и самое главное, чтобы именно в этот момент вы оказали ему поддержку и понимание.