На крыльях медицинской помощи — Рувинов С.Р.

В Краснодарском крае служба санитарной авиации работает с отделениями экстренной и плановой консультативной помощи двух крупных региональных лечебных учреждений — Краевой клинической больницы № 1 им. проф. С.В. Очаповского и детской краевой клинической больницы.

Транспортировкой взрослых больных в краевую больницу №1 в соответствии с медицинскими показаниями занимается отделение, которым руководит заслуженный врач РФ, нейрохирург высшей категории Рувинов Сергей Рувинович.

Как показало время, существенную помощь в работе медицинских бригад оказывает винтокрылый помощник – вертолет. О том, как за последние 3 года его эксплуатации изменилась работа службы мы узнали у заведующего отделение экстренной и планово-консультативной помощи.

— Сергей Рувинович, в Краснодарском крае санитарная авиация, получается, появилась совсем недавно?

— Отнюдь. Начало санавиации на Кубани датируется послевоенными годами. Тогда «воздушные извозчики» были в довольно ветхом состоянии. На, так называемых, кукурузниках было просто опасно летать. Стоял жуткий шум, вибрация мешала наблюдению за пациентом. Тем не менее в них существовали приспособления для транспортировки больных. Как правило, медицинский работник приезжал на небольшой аэродром и летел к месту экстренного вызова.

В 90-е г.г. новые воздушные суда для нужд санавиации не приобретались, поэтому нашей службе пришлось ограничиваться только наземным транспортом. В многих регионах часть функций санитарной авиации перешла к МЧС, часть к скорой помощи и медицине катастроф. Но в нашем крае удалось сохранить службу там где она зародилась — в Краевой клинической больнице №1.

— Как изменилась ситуация сегодня?

— Кардинально. На вооружении экстренной и планово-консультативной медицинской службы около 20 реанимобилей класса С — самого высокого уровня по европейской классификации, в основном это «мерседесы», «форды» и «фиаты». В салоне машины можно проводить искусственную вентиляцию легких, противошоковые мероприятия, транспортировать больного под наркозом.

Санитарная авиация Кубани спустя 20 лет забвения также возродилась. Появился современный вертолет «Еврокоптер», оснащенный всем современным медицинским оборудованием Максимальное время в пути такой летающей скорой помощи — 1 час.
вертолет санавиации

— Какими причинами была вызвана необходимость в приобретении вертолета?

— Она обусловлена несколькими причинами. Первая – это высокая транспортная загруженность автотрасс, когда к крайне тяжелому пациенту наземному реанимобилю приходится добираться часами из-за пробок. Вторая – случаи чрезвычайных ситуаций и массовых поражений, когда медики не могут одновременно вывезти всех пострадавших в краевые лечебные учреждения. И третья причина – это необходимость оказания медицинской помощи пациентам, которые не выдержат автомобильную транспортировку, тогда на вертолете к больному доставляется бригада краевых специалистов со специальным оборудованием и забирает его в клинику.

— Можно ли сказать, что вертолет «разгрузил» работу вашего подразделения?

— Он стал важным помощником. К сожалению, количество вызовов растет. Хорошо, что врачи из районов понимают — тяжелых пациентов лучше отправлять в специализированную больницу наземным транспортом, либо авиацией. За 8 лет работы количество консультаций на месте увеличилось в 10 раз, транспортировок реанимобилем в 2 раза. Неуклонно растет и количество вылетов. В этом году их осуществлено уже около 150. Отмечу, с началом эксплуатации вертолета доставка пострадавших и больных ускорилась в 3 раза. За день Еврокоптер вылетает до 4 раз.

— Какой основной контингент доставленных в краевую клинику?

— Благодаря работе авиамедицинских бригад, использованию современного реанимационного оборудования существенно улучшилось оказание помощи пациентам с сочетанной травмой, полученной в ДТП, а также больным с развившимся инфарктом и инсультом. Стало возможным осуществлять медицинскую эвакуацию тяжелых больных, включая реанимационных, из отдаленных районов.

— Приспособлены ли для приема летательного аппарата больницы края?

— Две больницы Кубани имеют вертолетные площадки на крышах зданий. Это краевая больница №1 и сочинская №4. Около 10 медицинских учреждения располагают хорошими площадками на территориях больниц. (Лабинск, Апшеронска, Кореновск и т.д.).

Санавиация Краснодарского края

— Бывают ли неординарные случаи, когда очень сложно осуществить посадку или добраться в труднодоступный район?

— География вылетов вертолета санавиации обширная: производились посадки в горной зоне, приморских и степных районах Краснодарского края. На памяти последний случай транспортировки роженицы из труднодоступного поселка Апшеронского района, который даже не указан на карте. Тогда по радиосвязи было решено ориентироваться на дым от сжигаемых покрышек. Вертолет благополучно приземлился на неприспособленное для этого место и забрал женщину в роддом Краснодара. Кстати, до 40 случаев в год — это транспортировка рожениц. Также много вылетов осуществляем на место массовых ДТП. В данный момент бригада врачей улетела в г.Туапсе, где в результате ДТП пострадало несколько человек. Затем вылетит в г.Лабинск, там подготовлена к транспортировке женщина с 60 % ожогами тела.

— Можно ли сказать, что с эксплуатацией санавиации решилась часть проблем?

— Безусловно. Но, одного вертолета для большого региона мало, желательно приобрести и два, и три. Уверен, ни один простаивать не будет. Первый вертолет на Кубани себя уже оправдал, а с увеличением числа такой техники увеличится количество спасенных жизней.

Беседовала С.Шевчук

Comments are closed.