Инна Богданова: Многозадачность — враг памяти

Поделись с друзьями

Рассказывает Инна Сергеевна Богданова — врач-невролог, кандидат медицинских наук.

На основании многолетних исследований учёные пришли к выводу, что многозадачность вредна для мозга, повышает риск развития депрессии и деменции, а также выработали рекомендации, как эффективней справляться с растущим потоком задач на работе и повседневной жизни.

Различают истинную и мнимую многозадачность.

К истинной относят случаи, когда человек одновременно выполняет две и более разных задач. Например, пишет план мероприятия, разговаривает по телефону, просматривая сообщения в мессенджере.

Может возникнуть иллюзия, что это несложно. На самом деле, мозг не способен в один и тот же момент выполнять более одной речевой задачи. Поэтому он переключается последовательно с одной задачи на другую, в зависимости от того, куда направлено внимание человека в конкретный момент времени. Замечено, чем моложе мозг, тем легче он переключается, и что женский мозг быстрее переключается с одной задачи на другую, однако с возрастом эта скорость утрачивается и различия сглаживаются. Процесс переключения занимает какое-то время, поначалу малозаметное, с возрастом, оно становится всё больше и больше.

По данным исследований, люди, выполняющие несколько задач одновременно, тратят больше времени, чем требуется на выполнение этих же задач в последовательном режиме. В процессе переключения внимания могут игнорироваться тонкости и детали.  В этих условиях человек испытывает трудности в организации своих мыслей, хуже отфильтровывает ненужные идеи.

Многозадачность чаще приводит к ошибкам и не оптимальным решениям. Мозг «приученный» к работе с многократным переключением внимания перестраивает свою работу с целенаправленного внимания на режим «активного поиска», что требует больше затрат энергии, быстрее утомляется, меньше запоминает, чаще ошибается. Сформированная привычка внимания работать в «сканирующем» режиме в дальнейшем лишает возможности сосредоточенно работать длительное время над одной задачей. Человек непроизвольно отвлекается на посторонние вещи, снижая эффективность работы. Это связывают с необходимостью получения положительного подкрепления в процессе выполнения работы, за которое в мозге отвечает вещество дофамин. Дофамин выделяется в мозге по завершении  задачи любой сложности, человек получает удовольствие от выполненного.

Потребность в положительном эмоциональном подкреплении, объясняет желание переключаться с трудоемкой долговременной работы на более лёгкие и мелкие дела (отвечать на письма, звонки и тп), то есть испытать удовлетворение от работы, тогда как сложная задача остаётся нерешённой.

Установлено также, что у работающего в многозадачном режиме человека страдает эмпатия, способность воспринимать и понимать эмоции собеседника. Многозадачный сотрудник хуже справляется с работой в команде, хуже взаимодействует с клиентом. Эта особенность сказывается и на личных отношениях — с родными и друзьями. Как выяснили учёные, у работающих в multitask режиме, выше уровень стресса и чаще развивается депрессия.

В последние годы исследователями установлено, что у людей, работающих в многоэкранном режиме (монитор компьютера/ планшет/смартфон) уменьшается объём отделов мозга, отвечающих за память, эмоции, пространственную ориентацию. С этим связывает более высокий риск развития деменции (утрата высших мозговых функций, которая приводит к зависимости от постороннего ухода в быту).

С другой стороны, выявлен интересный феномен: если человеку перед выполнением объяснить, что предстоит работа в многозадачном режиме, то он быстрее и лучше справится с задачей, чем тот, кто считает, что выполняет одно задание. Это, так называемая «мнимая многозадачность». В исследовании, одной группе испытуемых предлагалось исправить ошибки в субтитрах к фильму (одна задача), другой группе предлагалось выполнить две задачи одновременно: при просмотре фильма проверить соответствие субтитров диалогам  (первая задача)  и исправить ошибки (вторая задача). Участники второй группы выполнили задание быстрей и допустили меньше ошибок. Этот феномен требует дальнейшего изучения.

В других исследованиях было показано, что с последовательное выполнение двух задач эффективней, чем выполнение двух задач одновременно, однако при добавлении третьей — мозг справляется значительно хуже.

Какие рекомендации дают учёные?

  1. Сложные трудоёмкие задачи решать в первой половине дня, в период, когда мозг менее утомлён.
  2. Работать в «серийном» режиме, разбивая трудоёмкую задачу на несколько этапов, последовательно переходя от одного этапа к другому. Уделять внимание решению одного этапа задачи, примерно, 20 минут (средний показатель способности мозга удерживать внимание на одном объекте), затем устраивать короткий перерыв и снова возвращаться к задаче.
  3. Чередовать выполнение задач разной модальности (визуальные, речевые и т.д.)
  4. При планировании работы в многозадачном режиме учитывать, что мозг может выполнять две задачи одновременно, если при этом задействуются разные области (писать текст и слушать музыку без слов); или выполнение одной из них входит в число «автоматизированных» действий (водить автомобиль и слушать радио).

На фото: невролог Инна Сергеевна Богданова.

Читайте также: Пора обследоваться или просто высыпаться?

Comments are closed.